Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Ценность общественного признания Достоевского

Достоевский пользовался редким, спонтанным всплеском общественной популярности. Суждение русской публики о Достоевском сводилось к тому, что его собственные слова и работа были пророческими. Слово Достоевского, правильно понятое, сохраняет силу, чтобы «сжечь сердца» тех, кто его слышит. Но какова природа этой власти? В чем ценность общественного признания Достоевского.

Власть слова Достоевского

Можно привести множество примеров дальновидности Достоевского в XX веке: видения тирании, террора и широкомасштабной войны, пережитой человеческими массами; и широко распространенного отчуждения, а зачастую и отчаянных поисков смысла, среди людей. Однако можно также привести исторические события, которые противоречат предсказаниям Достоевского, особенно тем, которые связаны с судьбой его родной России и предполагаемой миссией возрождения современной западной цивилизации. Власть слова Достоевского не может быть оценена путем подсчета его правильных или неправильных предсказаний о будущем, как если бы он был ясновидцем или предсказателем. Пророческая роль в современности более глубоко выражена в образе поэта Хайдеггера (в частности, по отношению к Гёльдерлину) как «подверженного божественным молниям», поскольку он стоит в области между богами и людьми. Хайдеггер хотел бы, чтобы поэт был пророком нашей эпохи, единственным, что у нас есть. Слово поэта, включенное Достоевским, стало восприниматься с некоторым серьезным почтением как духовное открытие.

Художественная новизна Достоевского

С самого начала была отмечена новизна художественного произведения Достоевского. Бахтин, открывший диалогический или полифонический мир романов Достоевского заложил основы богатого и плодотворного чтения, которое продолжает обеспечивать писателю центральное место в современном (и постмодернистском) сознании. Однако мы считаем, что характерный современный акцент на пророке как на авторе новизны основан на неполном понимании природы пророческого искусства Достоевского. Сила слова Достоевского не является, прежде всего, вопросом новизны. Ценностью общественного признания искусства Достоевского являются его главные особенности. Его последний шедевр «Братья Карамазовы», в частности, по-видимому, проглотил целую библиотеку, Данте, Шекспира, Вольтера, Гете и Пушкина, до сих пор незабываемых западных и русских второстепенных авторов и рассказов из русских фольклорных традиций. Тем не менее, эти многочисленные литературные эхо-сигналы одолевают всепроникающая реверберация Библии - от Бытия до Откровения. Таким образом, главной характеристикой пророческого искусства Достоевского не является ни историческое предсказание, ни духовная новизна, но этическое видение, которое говорит с настоящим. Мы попытались прочитать Достоевского как писателя, который полностью связан с современным настоящим своего собственного внутреннего опыта, мышления и инстинктов.