Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Следы влияния Достоевского в произведениях других авторов

Как и архитектура готического романа, готический шторм характерен для городского мира Достоевского. Буря долгое время считалась общей характеристикой готического романа. Хотя Достоевский широко не использует шторм, его городские бури принимают определенную готическую идентичность. Вместо реалистичной детали буря Достоевского функционирует скорее как драматическое украшение, значительно усиливающее настроение, страх и ужас. Но влияние готической школы на творческий метод Достоевского здесь не единственное, есть также более непосредственное влияние Диккенса. Важно признать, что видение Достоевского города во многом связано со значительным использованием Диккенсом готических формул. Точно также, можно увидеть следы влияния Достоевского в творчестве других авторов.

Влияние на Конрада

Можно коротко прокомментировать знаменитое видение Конрадом Лондона в «Секретном агенте». В своей «Заметке автора» к роману Конрад использует ряд традиционных готических формул, чтобы подробно описать свой вымышленный город. Как и у Достоевского, влияние Диккенса очень велико. В типичной готической моде пейзаж Конрада принимает враждебную, частично злую личность. Лондон считается «огромным, чудовищным городом, «жестоким пожирателем света в мире». В конце коридора Конрад использует то, что явно является могильным изображением. Его беллетризованный город становится фактически огромным городским кладбищем, местом, где есть «темнота, достаточная, чтобы похоронить пять миллионов жизней». Пристрастие к экстравагантности зрения Конрада кажется почти достаточным, чтобы гарантировать ему независимую готическую идентичность, независимо от содержания.

Классические архетипы

Конрад и Достоевский используют готические модели и архетипы для создания репрессивных или зловещих эффектов в своей фантастике. Можно провести значительные параллели между экзотическими африканскими и восточными пейзажами Конрада и европейскими пейзажами ранних готических писателей. Это явный след влияния Достоевского. Но Конрад эффективно расширяет географические границы готической формы за пределами ее традиционного иберийского или итальянского местоположения. Точно так же его экстравагантные морские катастрофы напоминают повествовательную гиперболу альпийского или горного шторма готического романа. В вымышленном мире Достоевского архитектурные ландшафты жанра - его мрачные здания, его темные лестницы и извилистые проходы - свидетельствуют о многом, только переехали в современную городскую обстановку. Однако, несмотря на его первостепенное значение, ландшафт и обстановку можно рассматривать как по существу косметический, даже декоративный аспект готической фантастики. Самой центральной характеристикой жанра должен быть сам готический герой-злодей. Истинный готический злодей, обладает способностью благотворно влиять на человечество, но из-за его желаний или из-за какого-то ужасающего контроля, данного его нравственному развитию, он проявляет свою силу только для достижения своих эгоистических амбиций.