Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Экранизированное бессмертие классиков



Сколько бы не было в кинематографе сценаристов и драматургов, если изучить основу многих кинолент, то становится ясно, что он ещё зависим от бессмертных классических произведений, не гнушаясь даже повторять их на новый лад. Среди большого числа классиков, некоторых экранизируют чаще остальных, что ещё раз подчёркивает популярность того или иного произведения.

Фёдор Достоевский

На счёту Фёдора Михайловича 229 экранизаций, и он мог бы этим гордиться. Примечательно, что первый раз его произведение было экранизировано ещё в 1910 году. Речь идёт об «Идиоте» режиссёра и актёра Пётра Чардинина. Но так сложилось, что наиболее популярными были экранизации с явными нотками драматизма, которые ценились не только на родине писателя, но и далеко за её пределами. Самыми яркими представителям достоевской драмы являются произведения «Братья Карамазовы» и, безусловно, «Преступление и наказание». Более того, эти романы были адаптированные к экрану более десятка раз.

Если говорить об известных фильмах по произведениям Достоевского, то можно упомянуть «Идиота» 1958 года Пырьева, где сыграл Юрий Яковлев, «Белые ночи» 1959 г. и «Братьев Карамазовых» 1968 г. Отдельного внимания заслуживает «Преступление и наказание» 1969 г. Кулиджанова, «Подросток» 1983 г. в формате мини-сериала, и снова «Идиот», но также как мини-сериал, только уже 2003 г. (реж. Бортко).

Стоит отметить, что Достоевский, хоть и является любимым классиком у иностранцев, экранизации его произведений в Европе и Голливуде не прижились. Но на родине пользуются неизменной популярность.

Антон Чехов

Чехов стоит на одном уровне популярности у иностранцев, как и Толстой, и Достоевский. Только в отличие от Фёдора Михайловича, Чехова экранизировали 489 раз, хотя он в два раза уступает Шекспиру. Так сложилось, что первые фильмы были выпущены уже после смерти писателя (умер в сорока четырёхлетнем возрасте). Обожание творчества Чехова вылилось в фильмы «Медведь» (1938 г.) с Жаровым, «Каштанка», «Чайка», «Дама с собачкой» и многие другие.

Более того, в 1963 г. на работу Чехова обратил внимание знаменитый итальянский хорормейкер Марио Бава, который пополнил свою копилку славы лентой «Чёрная суббота, или Три лица страха». В 1976 г. Никита Михалков выпускает в свет «Неоконченную пьесу для механического пианино». Но это не значит, что экранизации произведений Антона Павловича пользовались популярностью на международном рынке. Можно сказать, что картины предназначались для узкой аудитории, но уж никак для массового зрителя. Видимо, не зря он, как и его собратья по перу, связаны тонкой линией русской души, понять которую даже порой согражданам не дано.