Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Эсхатология в творчестве Достоевского

«Приближается конец света, - писал Достоевский в своей записной книжке. Во времена писателя было превышение безбожия (в форме атеизма) и избыток религии (в форме апокалипсизма). Существует значительное количество апокалиптических разговоров, происходящих как в «Идиоте», так и в «Бесах».

Тема Апокалипсиса

Один из менее серьезных персонажей романа «Идиот», Лебедев, является «самозваным интерпретатором Апокалипсиса». Откровение возникает в одном разговоре между Лебедевым и князем Мышкиным. Очевидно, автор в этом случае занимает историческую позицию, ассоциируя события с современным миром 1800-х годов. Апокалиптическая интерпретация Лебедева позже называется «простым шарлатанством» генерала Иволгина. В «Братьях Карамазовых» Иван интерпретирует апокалипсис как ересь, проявляющуюся в немецком Просвещении, - еще раз пример исторической герменевтики.

Эта тема также фигурирует в двух главных апокалиптических романах Достоевского. «Бесы» сообщают нам, что в Апокалипсисе ангел говорит, что времени больше не будет. Умирающий чахотки молодой человек по имени Ипполит во время его тайно спроектированного самоубийства сообщает князю Мышкину: «Завтра не будет, больше нет времени». Система интерпретации, вращающаяся вокруг Откровения и Антихриста, также присутствует в романах Достоевского. Большинство литературных аналитиков согласны с тем, что Ставрогин в романе «Бесы» является фигурой антихриста. Ставрогин не вопиющий злодей, но он - холодная и смелая, непредсказуемая полярная личность, вокруг которой вращаются многие другие персонажи романа. Имя Ставрогина связано с греческим словом «ставрос», что означает «крест». Но другая часть его фамилии означает «рог», заставляя ученика эсхатологии подумать о Евангелии. Кроме того, имя Ставрогина - Николай (что означает «завоеватель народа»), как и имя Николаитов в Откровении.

Интерпретация Достоевского

Главным приспешником Ставрогина является Петр Верховенский. Это подлый, нигилистский революционный агитатор. Он говорит Ставрогину: «Ты мой кумир» и «Я тебя изобретаю». В повествовании Верховенский разжигает пламя, поэтому он, по сути, приносит огонь на землю. Здесь тоже можно провести параллели с Библией. В «Бесах» осужденный Федька предлагает Верховенскому «каждого зверя из книги Апокалипсиса». Таким образом, Достоевский проявляет общее уважение к эсхатологии Библии, хотя некоторые из его персонажей способствуют причудливым интерпретациям. Автор, похоже, согласен с исторической ортодоксией в том, что Второе пришествие Христа - это одно далекое божественное событие, к которому движется все творение.