Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Готика в творчестве Достоевского

Готика играет важную роль в вымышленном мире Достоевского. Она изначально не вызвана повествовательными рассказами о странных или экзотических местах. Пейзаж, в традиционном смысле, практически не играет роли в художественной литературе Достоевского. Описания естественного мира в его письме заметно отсутствуют. Когда они происходят, они существуют исключительно для отражения более глубоких психологических состояний в главных героях Достоевского.

Готический Петербург Достоевского

По существу, Достоевский - писатель города, его пейзажи преимущественно городские и человеческие. Как и Лондон Диккенса, Санкт-Петербург Достоевского может принимать фантастическую, иногда дьявольскую идентичность. Его обширные многоквартирные дома с их извилистыми, неосвещенными лестничными клетками вызывали глубокую тревожную тень над персонажами и событиями в романах. Санкт-Петербург в романе «Преступление и наказание» является идеальным готическим фоном для Раскольникова. Санкт-Петербург Достоевского не просто туманен, он размыт, неразрешен. Хотя раннее утро, ночь все еще эффективно окутывает сцену. Эта неестественная деталь сразу определяет настроение неопределенности и угнетения. Кроме того, важно отметить, что Достоевский использует традиционную готическую формулу в конце этой последовательности открытия. Цель Достоевского - создать Санкт-Петербург как место страха и страдания. И позже в романах город действительно принимает кошмарное качество. Когда князь Мышкин бродит по улицам Санкт-Петербурга во второй части, он не просто гуляет, его преследует Рогожин.

Готический интерьер

В дополнение к этой атмосфере террора, можно выделить ряд особенно готических ориентиров в городском ландшафте Достоевского. Интерьер дома Рогожина, например, очень похож на интерьер архетипного замка или монастыря готической фантастики, несмотря на расположение в городе. Следуя установленным готическим традициям, дом является настоящим лабиринтом камер и извилистых коридоров Нам говорят, что князь Мышкин проходит через несколько крошечных комнат, поворачиваясь снова и снова вокруг углов, поднимаясь на два или три шага и опускаясь так же. Непосредственная дезориентация Мышкина в пределах дома создает настроение интенсивного восприятия, настроение, которое не рассеивается открытием мрачных кварталов Рогожина. Комната Рогожина, повествовательные стрессы, особенно «темная и мрачная», загромождена тяжелыми книгами и внушительной мебелью. Наиболее знакомая готическая сцена, масляная живопись семейного старейшины, занимает достойное место. На полотне отца Рогожина, изображен суровый и угрожающий человек, с «желтым морщинистым лицом» и пара подозрительных, скорбных глаз. И Мышкин - не единственный персонаж, который обращает внимание на готический аспект дома Рогожина. В существенных аспектах Достоевский создает архетипное готическое место убийства, прямо в сердце его современного Петербурга.