Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Великий роман Достоевского на сцене театра в Вологде

Челябинский художественный театр получил предложение о гастролях в Вологде, после возвращения с фестиваля в Московской области. Главная цель визита демонстрация зрителям уникального спектакля «Бесы». Между двумя театрами давно установились «дружеские отношения», благодаря чему премьера прошла очень успешно. Театралы Вологды получили возможность увидеть редкий материал. Великий роман Достоевского «Бесы» предстает в качестве эпического театрального проекта, а зрителям продемонстрировали его третью часть. Данный спектакль давно завоевал признание на международных фестивалях. Ранее три отделения «Бесов» играли отдельно, но сейчас, в соответствии с традициями театра Древней Греции, спектакль в Челябинске идет семь часов без перерыва. Игру актеров сопровождает хор, который помогает зрителю разобраться в перипетиях судеб героев.

Самая спорная глава романа

Одной из особенностей спектакля является прямой диалог актеров со зрительным залом. Они садятся на сцене лицом к залу, а хор в процессе действия выделяет каждого героя. Роман Федора Михайловича по своей сути очень многозвучен, что нашло свое воплощение в острых диалогах, порой бурных и драматичных. Основой для третьего действия спектакля послужила последняя, не вошедшая в окончательную редакцию, глава романа «У Тихона». Несмотря на то, что сам автор считал эту главу основополагающей для романа, из-за демонстрации растления ребенка она печатается исключительно в приложениях к произведению. В спектакле монолог Ставрогина воплощен с будоражащей душу прямотой, его произносят три актера, поочередно подхватывая фразы, друг за другом. Вопросы о преступлении и воздаянии за него, так волновавшие Достоевского, вновь, с особой остротой предстают перед зрителем в результате нервного спора между отцом Тихоном и Ставрогиным. Нашел ли спасение главный герой великого романа Достоевского, очистился ли он от своих грехов? Можно ли получить ответы на эти вопросы?

Акцент на игре актеров

Несмотря на то, что постановка «Бесов» не является камерной, она весьма органично вписывается в ограниченное пространство сцены Вологодского театра. В спектакле принимает участие шестнадцать актеров, что для театра в Челябинске не считается проблемой. Но, невзирая на разницу в размерах площадок, сами театры очень близки в духовном плане. Главный упор сделан на смысловую составляющую спектакля, поэтому в постановке задействовано минимальное количество декораций. Режиссер «Бесов» делает акцент на личности актеров, считая залогом успешной постановки работу на сцене артиста. Важным моментом является то, что в спектакле сохранена связь между автором и его произведением с одной стороны, и актерами и зрителями с другой. Благодаря живым диалогам, в которых не всегда ощущается согласие участников действия с Достоевским, проявляется квинтэссенция этого взаимодействия. Такая специфика работы режиссера хорошо знакома театралам в Челябинске, теперь с методами его работы познакомились и зрители Вологды.