Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Несчастная женщина по-достоевски

Достоевский в своих романах часто прибегал к разным женским образам. По большому счёту, тема судьбы слабого пола началась рассматриваться автором с произведения «Бедные люди». Несмотря на то, что его героини такие разные, их можно объединить одним определением — несчастная женщина. Они редко материально обеспечены, и это вносит свой негативный вклад в их беззащитность. Другие же женщины страдают от постоянного унижения.

Женщины по-достоевски

Но не стоит думать, что Достоевский сделал героинь такими уж слабыми и беззащитными. Некоторые дамы не испытывают чуткости по отношению к другим людям. В них проявляются такие чувства, как эгоизм, пусть и бессознательный, на фоне житейских невзгод, и злость, бессердечие и т. п. Достоевского нельзя назвать женоненавистником, тем не менее своих женщин он не приземляет и не идеализирует. У каждой своя судьба, но нить несчастья связывает их воедино. Хотя, справедливости ради нужно сказать, что небогаты его романы и счастливыми мужчинами, как и счастливыми семьями в целом. В принципе это понятно, ведь все произведения Достоевского не что иное, как обнажение трудной жизни тех людей, кто почитает добро, сердечность и честность за добродетель.

Помимо всего прочего Достоевский делит своих героинь на две условные группы: женщины расчёта и женщины чувств. Ярким примером служат женщины из произведения «Преступление и наказание», которые составляют целую галерею судеб от проститутки Сони до убитой топором Лизаветы Ивановны.

Проститутка, как олицетворение народной нравственности

Несчастье Сони, как женщины, заключается в двоякой трактовке её образа. По крайней мере, так её описал критик Кипротин. Он выдвинул смелую идею, согласно которой Соня воплощает в себе христианские идеи, другая же трактовка делает её носительницей народной нравственности. Под народной нравственностью подразумевается народный характер, который находится в «детской» неразвитой стадии. Страдания, которые сопровождают Соню, мотивируют её эволюционировать по религиозной схеме — к юродству. Видимо поэтому её так часто сравнивают с Лизаветой.

Несмотря на то что за свою короткую жизнь она успела настрадаться и быть неоднократно униженной, ей всё же удаётся сохранить нравственную чистоту. Подтверждением тому становится сцена, где Раскольников кланяется Соне, как бы кланяясь всему горю и страданию, что перенесло человечество. Получается, что Соня является образом всех униженных и оскорблённых, и именно поэтому ей суждено спасти и очистить Раскольникова.

Каждое новое произведение Достоевского, где встречаются такие разные женские судьбы, является всего лишь дополнением уже сложившихся образов несчастных героинь, давно знакомых, но раскрытых в новых историях по-новому.