Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

«Невозможный» сценарий Владимира Набокова

Когда к Стенли Кубрику в 1959 году обратился Владимир Набоков с просьбой снять фильм по своему шедевру «Лолита», писатель сначала отказался от соблазна написать сценарий. Но затем, «испытав небольшое ночное освещение дьявольского происхождения», он погрузился в кинематографический сон и сочинил свой «невозможный» 400-страничный сценарий.

Сценарий в романе

Продюсер Кубрика, Джеймс Б. Харрис, обычно пренебрежительно отзывался: «Вы не могли этого сделать». Его слова отражали стандартную снисходительность киноиндустрии к авторам. Но, ни Харрис, ни Кубрик не поняли, что Набоков был впереди всех. Почти 30 лет до этого, когда Кубрику было всего четыре года, а кино только зарождается, Набоков написал на русском языке небольшой роман под названием «Камера Обскура». Он рассказал историю о человеке, Альбине, слегка пьяном от идеи кино, который влюбляется в начинающую актрису и чья жизнь заканчивается катастрофой. Это явно написанный сценарий в романе, который дает представление о состоянии кино в то время, заканчиваясь этим кинематографическим клише: комната после убийства в смятении. Кино, как бабочки, и все то, над чем Набоков работал одержимо в своих романах, явно овладело им в молодом возрасте. Во вступительном абзаце его мемуаров 1966 года говорится о тревожном детском опыте просмотра домашних фильмов за несколько недель до его рождения - до его появления - и ощущения, что волна его матери из окна наверху была неким таинственным прощанием. Это, кажется, заключает в себе двойственное чувство Набокова к кино и его центральное место в его искусстве. Сила видимой поверхности, очень много возможных интерпретаций любого снятого действия.

Фантастические возможности

«Смех в темноте» - это собственный перевод Набокова с русского оригинала, что означает, что метод тоже был похож на метод сценариста, который пишет множество черновиков, возможно, используя учетные карточки, как Набоков. Таким образом, «Смех в темноте» стал театрализованным анализом разницы между романом и фильмом, «невозможным сценарием». Это также демонстрация уроков, которые романист может извлечь из искусства кино, и фантастических возможностей визуального языка кино. До тех пор, пока величайшие фильмы Альфреда Хичкока не достигли ничего подобного плавности или визуальной акробатике «Смеха в темноте». Тем не менее, начиная с 1950-х годов, под влиянием Теории Авторов, киноиндустрия умудрилась держать романистов как можно дальше от власти в отрасли, как они могли, и превращать сценаристов (и сценарий) просто в винтики производства, даже удалив писателей со съемочной площадки.

С сегодняшними цифровыми технологиями, которые делают кино намного дешевле в производстве, и с более широким выбором платформ для просмотра, мечта Набокова может быть реализована, слово в слово, изображение в изображение.