Критика :: "Идиот". Человек, покинувший рай.
Ф. Достоевский – писатель пиковый, его сюжеты предельны, остро-социальны, внутренне обусловлены. Роман «Идиот» не выбивается из череды попыток создать настоящего человека. Автор тяготеет к перфекционизму, и это видно почти во всех его произведениях. В этом романе творческий подход автора проявляется в самом полном своем проявлении. Эта болезненная, вычурная история князя Мышкина, это описание яростного Рогожина, это цветасто прописанное страдание Настасьи Филипповны.
Роман был не раз реализован на театральной сцене, а после и экранизирован, и до сих пор его популярность не падает.
Сам Достоевский писал, что сострадание человека к человеку есть главный закон бытия мира, и что самой важной идеей его романа является идея прекраснодушного человека, совершенного человека.
Интересно, что образ князя Мышкина противопоставляется образу Раскольникова, тем самым выпячивая вперед идею всепрощения и жертвенности в пику обреченности.
Мы легко можем отследить законы и течения Нового Завета, идеи идеального мира, мира райского, приходя из которого, обычный человек не способен противостоять злобе и равнодушию окружающего мира. И если Раскольников из «Преступления и наказания» еще способен вмешиваться, менять, пусть криво, пусть безумно, то Мышкин теряется. Он раздавлен, он не способен мыслить иначе, он видит во всех людях только доброе.
В книге невероятное количество сложных идей, психологических конфузов, тупиков и поворотов, их изучение позволяет лучше и тоньше понять изыски людской морали.
|