Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Характеристика романа «Преступление и наказание»

В центре романа Ф.М.Достоевского — «идейное» убийство. Размышляя над мотивами разных преступлений, главный герой романа Родион Романович Раскольников, бывший студент-юрист, исключенный из университета, «живущий в крайней бедности», но по натуре гордый и независимый, полгода назад написал статью. В ней он утверждал, что люди «по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно людей, т.е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Первых он назвал «тварями дрожащими», вторых наделил неограниченными правами переступать через жертвы, если в этом нуждается справедливость. Себя он, конечно, в силу гордости натуры относит ко второму разряду — «право имеющих» — и решает проверить, верна ли его оценка самого себя. Он убивает процентщицу Алену Ивановну, злую и вредную старуху, которая к тому же подчиняет себе жизнь своей сестры Лизаветы. Раскольников убивает, прежде всего, ради собственного эгоизма и как бы он не хотел подменить это высокими «идеями», - спасти мать и сестру от нищеты, помочь Соне и т.д. - он лишь исполняет собственную прихоть. Родион в своей теории определяет «право имеющих», как людей действующих по «высшему» праву, и, следовательно, эти люди не могут страдать от мук совести.

Самое ужасное для Раскольникова, что эти самые муки преследуют его уже тогда, когда он идет делать «пробу»! В этот момент он уже чувствует некоторую неправомочность своих действий, совесть говорит о неправоте, но среда настолько «притесняет» героя. Что он просто обязан что-то сделать. Его ум, выносивший страшную теорию, требует от него действия, а душа всем своим существом восстает против задуманного. В своей теории он оперировал абстрактными людьми. Их легко было распределять по рангам. Но в жизни в число «тварей дрожащих» попали и Дунечка, и его мать, и Соня, и Лизавета, и Миколка. А в одном с ним разряде «право имеющих» оказывался негодяй Лужин, без совести попирающий достоинство сестры Дунечки и матери Раскольникова, а так же угрожающий Соне.

Никаких благодеяний Раскольников после убийства старухи сделать так и не смог, он даже не воспользовался украденными вещами. Его душа совершенно изнемогла от той муки, которой по теории не должно было быть. Встреча Раскольникова с Соней, по-своему преступницей, т.к. она живет по желтому билету, приоткрывает Раскольникову надежду, что Соня поймет его, возьмет на себя часть его безумной муки и поддержит его, согласится с ним в его «праве». Но Соня, живущая по заповедям самоотречения и самопожертвования во имя спасения несчастных детей и Катерины Ивановны, всем своим существом не может принять теорию Раскольникова и, понимая, какую муку он взвалил на себя, помогает Раскольникову встать на путь покаяния, воссоединиться с людьми и жизнью.

Дорогой ценой заплатил Родион Романович за свою идею. Фактически он убил другого человека, духовно – убил себя и всю человечность своей души. И это духовное убийство, стало своего рода наказанием, начавшимся сразу после того, как Раскольников уверовал в свою идею.

На каторге главный герой видит страшный сон: его теорией заболевает все человечество и люди начинают уничтожать друг друга. Этот страшный сон и муки одиночества на каторге от ненависти к нему каторжных помогает ему понять и принять Сонино «ненасытимое сострадание», которым жила она в этом страшном мире. Только любовь близких людей спасла его, помогла ему заново «переродиться» и начать новую жизнь.

Достоевский своим романом предупреждал об опасности служить антигуманным, «искусственным» теориям, которые не считались с природой человека и его сознанием, не говоря уже о морали и совести.

Все представленные в романе теории — буржуазный утилитаризм Лужина, «коммунистическое» общежитие Лебезятникова, аферизм Свидригайлова, «наполеонизм» Раскольникова — носят, по мысли Достоевского, разрушительный характер. Они противоречат самой природе русского человека и закону правды.