Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

Письма Достоевского

Как осужденный, Достоевский был изолирован от внешнего мира. Он был приговорен к службе в армии на неопределенный срок после окончания срока каторжных работ, и поэтому в свое время он обменял одежду заключенного на форму рядового в батальоне, расположенном в жалком сибирском городе. Его новый статус позволил ему возобновить контакт с домом.

Письма брату

Немногие письма являются более захватывающими, чем гигантское письмо брату, в котором Достоевский рассказал, что он пережил в ходе своей каторги и какое необычайное влияние оказали эти трудности на его тело и разум. Этот рассказ также носит характер предварительного очерка для этой гуманной работы «Записки их мертвого дома», опубликованной по прошествии восьми лет. Не менее важным для понимания того, что каторжный труд совершил с Достоевским, является следующее письмо, которое он в то же время адресовал набожной женщине, которая подружилась с ним и его соратниками по пути в тюрьму. Это связано с вопросом, лежащим в основе его мышления: религией. В конце концов, он представит православную церковь идеальным обществом, которому в полноту времени придет на смену светскому государству. Кредо, которое, как он рассказывает своему корреспонденту, он сформулировал для себя в тюрьме, является выражением личной преданности Христу, не заботясь о теле верующих. Как ни странно, это заветное кредо его, повторяющихся дословно, фигур в «Бесах», написанных примерно шестнадцать лет спустя. Это приписывается главному герою Ставрогину как одному из убеждений, которые он исповедует - возможно, неискренне - до того, как впадет в атеизм.

Впечатления от Европы

Преступник и вольнодумец стал не только горячим, хотя и несколько неортодоксальным христианином, но и лояльным подданным царя, патриотом, который верит в возвышенную, если не определенную, миссию России в Европе. И поэтому, когда в конце десятилетия изгнания он вернулся в столицу, он присоединился к тем, кто противостоит материалистическому, неуважительному, нерелигиозному, потенциально революционному течению, известному под неверным термином «нигилизм», который имел развитие среди молодежи. То, что в письмах говорится о браке, говорит о том, что он был несчастливым, но отнюдь не лишенным любви союзом, являясь примером эмоциональной амбивалентности, характерной для концепции души Достоевского. После смерти своей жены в 1864 году он продолжал строить дом для ее сына. Из других сообщений мы узнаем кое-что о его первой поездке за границу летом 1862 года, которая усилила его враждебность по отношению к западной цивилизации, и о его второй поездке в следующем году. Именно тогда он посетил Висбаден, где заболел азартной лихорадкой, которая должна была разорить его. Перед отъездом из Висбадена он предложил проект романа журналу, в письме которого сохранился лишь черновик и который с тех пор много цитировался. В нем он обрисовал в общих чертах сюжет и указал, что повествование покажет, что «нигилизм» угрожает ослабить моральное волокно нации. Эта мораль не может преобладать без веры в Бога и личного бессмертия.