Исторические проблемы понимания Достоевского
Прежде чем мы попытаемся что-то сказать о проблемах понимания Достоевского, мы должны осознать, что в значительной степени, мы являемся заключенными в интерпретациях, которые некоторые из наиболее известных читателей писателя использовали после публикации его работ. Объяснения религиозной мысли Достоевского, как в России, так и на Западе, составляют замечательную - и часто действительно смешную - историю. Достоевский, очень похожий на своего поклонника Ницше, является одним из тех писателей, в которых многие читатели видят размышления о себе, а затем ошибочно принимают эти размышления за писателей - и это только одна часть истории.
Во что он верил?
Неизбежно мы возвращаемся к особенностям нашего автора и невозможности ответить на вопрос, который оказывается гораздо менее сложным для многих других авторов: во что он верил? Оказывается, что природа самой веры была главной заботой Достоевского, и что содержание религиозной веры для него часто занимает второе место по отношению к странным способам функционирования веры. Мы можем с уверенностью сказать, что даже когда Достоевский сознательно не размышлял о вере, его поведение показало, что это была главная проблема в его характере; он был неспособен отстаивать одну и ту же позицию по вопросу, религиозному или нет, в течение какого-либо значительного отрезка времени, и все же он был способен выражать взгляды с тем, что, по мнению всего мира, является предельным убеждением и искренностью. Если Достоевский всегда оказывался разорванным между противоположными убеждениями, это, несомненно, потому, что он рассматривал веру, особенно религиозную, как нечто по существу противоречивое, парадоксальное и антиномическое. Никто не удивится, узнав, что Достоевский был очарован противоречиями и противоречивыми точками зрения. Но я не убежден, что он когда-либо действительно разрешил многие из противоречий, которые очаровывали его, и многие из этих противоречий заканчиваются именно как антиномии, то есть пары взаимно противоречивых и одинаково убедительных требований.
Метафизические вопросы
Когда дело дошло до метафизических вопросов, Достоевский выдал поворот мысли, который делает его концепцию веры еще более сложной. Кажется, он рано увлекся идеалистическим представлением о бесконечном продвижении к недостижимой цели. Совершенно самоотверженная христианская любовь, чья практическая неосуществимость была предметом более чем одного замечательного текста, является хорошим примером. Достижение такой цели приводит к разрушению самого себя. Другой пример - совершенная вера или совершенная вера. Как совершенно бескорыстная любовь, совершенная вера стоит на конце пути, который все ближе приближается к этому концу, но никогда не достигает его. То же самое относится и к полному неверию. Вера и неверие, добро и зло - это пары противоположных идеалов, все они недостижимы для конечных существ, живущих в конечном мире. Идеализм, характеризующий концепцию религии Достоевского, приводит к странному парадоксу о природе личности.
|