Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

«Пророческий голос» Достоевского

За год до того, как он умер от эмфиземы в 1881 году, Федору Достоевскому было предложено выступить на фестивале в Москве, посвященному открытию статуи Александра Пушкина. Достоевский сказал, что Пушкин обладал способностью пророка «вливать свой дух в дух других народов». Сама Россия также обладала этой способностью, как он сказал, вступить во «всеобщее братство народов». Достоевский продолжал: «Наша земля может быть обедневшей, но сам Христос в рабской одежде пересек эту обедневшую землю и дал свое благословение». Спустя годы, до нас доносится «пророческий голос» писателя.

Популярность писателя

Читатели 21-го века по-прежнему чувствуют, что Достоевский и аргументы его персонажей «говорят современности». Его работы продолжают переводиться, переиздаваться и адаптироваться для телевидения. Для описания романов Достоевского была изобретена литературная теория 20-го века - идея Михаила Бахтина о полифонии; и его темы «подполья» и «двойника» редко выходили из моды. Недавний опрос авторов, проведенный Нобелевским комитетом, показал, что четыре романа Достоевского - «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы» - вошли в число ста самых влиятельных, больше, чем у любого другого писателя в списке. В России падение коммунизма вызвало оживление интереса к Достоевскому. Его романы всегда читались в советский период, но их официально считали подозрительными. Ленин ненавидел карикатуру ранних революционеров в «Бесах». С момента распада СССР представление Достоевского о разрушительном, атеистическом нигилизме и мистическом содержании романов, таких как «Братья Карамазовы» и «Идиот», совпало с возрождением православного христианства и всеобъемлющим переосмыслением 20-го века в России.

Голос великого мастера

Вопрос о свободной воле, о человеческом сопротивлении попыткам устроить общество на рациональной, утилитарной системе, является темой в каждом из великих романов Достоевского, а его голос, звучит пророчески. Это заставляет его персонажей чувствовать себя современно таким образом, что протагонисты других романов 19-го века этого не делают. Раскольников, антигерой «Преступления и наказания», преследует свой путь через жаркое, пыльное, петербургское лето, проходы романа потока сознания, заставляющего читателя проникнуть в сознание убийцы. Ницше утверждал, что Достоевский был единственным психологом, от которого он чему-то научился. Фрейд написал тематическое исследование Достоевского, анализируя тему отцеубийства, в связи с убийством собственного отца Достоевского и первым появлением его эпилепсии. Вина, жестокость, самоубийство, страдания и эгоизм: все это рассматривается в романах. Но это то, как идеи влияют на персонажей Достоевского, что делает их такими убедительными. Раскольников убивает из-за теории. Смердяков и Иван Карамазов разрушены последствиями представления Ивана о том, что в безбожной вселенной разрешено все. Кириллов развивает принцип своего самоубийства как форму спасения для человечества. У Достоевского была прекрасная интуиция о том, как идеи могут влиять и взаимодействовать с человеческой личностью.