Достоевский Федор Михайлович

Достоевский Федор Михайлович

 

 

   
   



 

В чем видел спасение человечества Достоевский?

В романе «Идиот», в день своего рождения, князь Мышкин бросает вызов присутствующим атеистам, чтобы рассказать им «с чем они спасут мир?» В общем, Достоевский ответил на вопрос своего героя в письме: «Только в христианстве ... спасение Русской земли от всех ее бедствий». Не должно быть никакой гармонии без искупления, никакого спасения, без Бога и никакого рая на земле. Значению искупления, прощения и любви, суждено было превалировать над всеми остальными в художественной вселенной Достоевского.

Учение о спасении

Поначалу кажется, что нам нужно что-то сказать о жанре литературы. Роман не разработан как сверхдолгий библейский тракт. Одна из печальных дилемм заключается в том, что христианскому читателю часто кажется, что нужно выбирать между глубоким Достоевским (чьи работы могут казаться дефектными, евангелически), и какой-то современной банальной «христианской» фантастикой. Все оценивает спасение ведущего персонажа, и обычно передозировка романтики, брошенная для хорошей меры. Учение Достоевского о спасении оставляет желать лучшего - с библейской точки зрения. Если у Достоевского была «миссия», то какова она? В свете полномасштабной библейской миссии решения Достоевского отстают. В лучшем случае главные романы Достоевского можно назвать предвещающими. Если бы романист планировал предложить отчетливо христианский ответ, то Дмитрий Карамазов («Братья Карамазовы»), Раскольников («Преступление и наказание») и Степан Верховенский («Бесы») находятся вне цели. В конце этих трех основных романов все три персонажа загружены для преобразования, но лучшее, что мы получаем, относится к категории надежных намеков. В эпилоге «Преступления и наказания» Раскольников избегает христианской формулы обращения. Аналогичным образом последние слова Степана Верховенского кажутся, более соответствующими некоторым неопределенным тезисам сороковых годов, чем с истинным христианством.

Христианская вера

И что мы скажем об «обращении» Алеши? Алеша Карамазов пережив некоторые серьезные сомнения, бросился на землю, чтобы поцеловать ее. Он формулирует свой опыт, утверждая, что кто-то посетил его душу в тот момент. Да, восторженный опыт. Христианское обращение? В лучшем случае аналитик должен сохранить агностическую позицию по этому вопросу. Нет реального пропозиционального содержания или идентифицируемого богословского референдума мистическому столкновению Алеши. Кто «кто-то» встречает Алешу? Отец Зосима - любимый старец, к которому привязан Алеша. Отец Зосима говорит своему исследователю, что есть только один способ спасения, взять на себя ответственность за жизнь всех людей. Для христианина, что такое единственное средство спасения? Ответ отца Зосимы вряд ли считается ортодоксальным ответом на вопрос. Иван - интеллектуальная канонада Алеши с атеистическими аргументами. Один из ответов Алеши - «любить жизнь выше всего». К этому заявлению Иван возвращается спросив: «Больше, чем смысл жизни?» Это странные заявления для любого евангельского христианина. Из других работ мы знаем, что в «Записках из подполья» Достоевский планировал выступать за христианскую веру как средство достижения нравственной свободы, но цензура не позволила бы опубликовать его христианское послание через голос такого нехристианского характера.